воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Что Лучше: Интернет-Банк Или Поход В Отделение?

Несколько лет назад покупка в интернет-магазине для большинства украинцев выглядела чем-то дивным и непонятным. Но уже сегодня дистанционная торговля для большинства является привычным видом шопинга. Это удобно и в большинстве случаев выгодно. В то же время в банк через интернет «ходят» не более 5 % клиентов традиционных финансовых учреждений.

Как утверждают специалисты, для стремительного возрастания интереса к интернет-банкингу необходимо, чтобы степень проникновения интернета в массы достигла определенного уровня. Украина этой границы почти достигла. Интернет сегодня есть у подавляющего большинства активного в финансовом плане населения. Поэтому всплеск популярности интернет банка не за горами.
Прогресс неизбежен

Сегодня возможность обслуживаться через веб-браузер предоставляют около 50 украинских банков. По данным опросов, проведенных компанией Gfk Ukraine, – крупнейшая в Украине компания маркетинговых и социальных исследований – во II квартале 2012 года самым популярным сервисом интернет-банкинга в Украине был признан Приват24. Услуги системы Приват24 предпочли 77 % опрошенных пользователей сети, 20 % выбрали Райффайзен Банк Аваль, 13 % – Первый Украинский Международный банк, 10 % – Альфа-банк, 6 % – Дельта-банк.

Наиболее востребованные операции:

    проверка остатка средств на счете
    переброска средств между собственными счетами
    оплата услуг ЖКХ
    осуществление платежей в погашение кредитов

Кроме названных операций, через интернет банк можно реализовывать самые разнообразные функции:

    осуществлять переводы в другие банковские  учреждения Украины и за рубеж
    получать выписки по счетам, что чрезвычайно удобно при ведении домашней бухгалтерии
    оплачивать счета, услуги связи, билеты и т. д.
    создавать регулярные платежи, которые будут автоматически совершаться в определенное время
    заказывать банковские услуги (кредит, изменение лимитов)
    размещать средства на депозит

И все это без похода в банк. Как говорится, не слезая с дивана.

К слову, система Приват24 не случайно лидирует с огромным отрывом. Перечень операций, которые возможно совершить при помощи данного интернет сервиса, спокойно можно использовать как образец для подражания. Многие банки не предлагают малой доли того, что возможно осуществить при помощи сервиса Приват24.

Недоверие населения к интернет-банкингу можно объяснить разве что отсталостью мышления. В Украине до сих пор предпочитают рассчитываться наличкой, не смотря на то, что расчеты банковской картой удобнее, безопаснее и дешевле. Многие работники, получая зарплату на карточку, тут же снимают ее и хранят в «тумбочке». Что уж говорить о пенсионерах и прочих представителях старшего поколения. Однако положительные сдвиги НЕИЗБЕЖНЫ. Достаточно сравнить, какой диковинкой считались мобильные телефоны десяток лет назад, и нынешнюю всеобщую телефонизацию. Или взять платежные терминалы. Сегодня это привычное явление. А когда они только появились, народ упорно стоял в очередях в точках приема платежей, чтобы пополнить счет мобильного телефона.   

В интернет-банкинге самое сложное – начать. Причем сложности эти чисто психологические. Попробовав один раз успешно осуществить, к примеру, оплату услуг ЖКХ, времени на следующий поход в пункт приема платежей вы уже не найдете. К хорошему быстро привыкаешь.

Конфетка – продвинутым

В стремлении привлечь интернет-клиентов банки предлагают целый ряд привилегий: специальные депозитные программ, повышенные ставки по вкладам, размещенным через интернет, комиссионные за перевод на счета в другие банки в 2-3 раза ниже, чем при традиционном переводе в отделении.

Через интернет клиент активнее осуществляет операции. Не многие побегут в банк размещать на депозит лишних 1000 грн., даже при том, что эти деньги обязательно нужно отложить для достижения намеченных целей. А если для этого достаточно нескольких кликов – очень даже возможно.

Как свидетельствует практика, средняя сумма депозита пользователей интернет-банкинга меньше, чем у традиционных клиентов. Но это вовсе не свидетельство их бедности. Им не нужно ждать, когда накопится внушительная сумма, чтобы не сожалеть о потраченном времени на поход в банк, который занимает полдня. Интернет-пользователи охотнее пополняют счета еще и потому, что в любой момент имеют над ними контроль: могут посмотреть остаток, осуществить любой платеж. Банки, у которых хороший интернет-банк, активнее привлекают физических лиц.

Особый интерес вызывает безопасность операций, проводимых через интернет. Для защиты персональных данных банки используют:

    электронно-цифровые подписи
    криптографические алгоритмы шифрования каналов передачи данных и информации
    одноразовые пароли, алгоритм генерации которых базируется на случайных числах
    sms-информирование о проведенных операциях

Одноразовые пароли генерируются при помощи специальных брелков token. Пароль имеет ограниченный срок действия в несколько секунд или минут. Банк может высылать пароль на мобильный телефон клиента. Кроме того, используются виртуальные клавиатуры, чтобы воспрепятствовать считыванию информации при помощи компьютерных вирусов. Зачастую ограничивается время сессии. Чтобы возобновить работу клиенту необходимо пройти аутентификацию заново. Все эти предостережения делают работу через интернет достаточно защищенной.

Одним словом,  интернет-банкинг выбирают те, кто привык к скорости, кому нравится делать несколько дел одновременно, кто не хочет откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня и понимает, что для большей безопасности осталось только съесть бумажку с паролем.

Кофе – любителям церемоний

При всем удобстве интернет-банкинга, традиционные отделения банков не исчезнут. Всегда найдется клиенты, для которых важны церемонии. Им нравится посещать солидное здание из мрамора и стекла, созерцать хорошо одетый вышколенный персонал, неспешно общаться, выбирая приемлемый банковский продукт, пить кофе и чувствовать себя великим. Даже при отсутствии времени, эта категория людей не откажется от удовольствия посетить банк. Пусть даже такая возможность выпадает не часто.

Многие банкиры придерживаются точки зрения, что развитие интернет-банкинга не приведет к существенному сокращению отделений финансовых учреждений. Банки заинтересованы в серьезных постоянных клиентах, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество, предпочитают живое общение, рассчитывают на индивидуальный подход. По их мнению, онлайн сегмент развивается стремительно, но, все же, имеет свой потолок, который составляет 25-30 % и не более. 

Отделения банков полностью не исчезнут еще и потому, что при внедрении онлайн сервисов хоть и происходит экономия средств за счет перехода на самообслуживание, средства эти не столько высвобождаются, сколько перераспределяются в другие русла. Банку приходится поддерживать бесперебойность работы  системы, гарантировать безопасность, оплачивать лицензии, программное обеспечение, технические средства защиты (OTP-токены, USB-токены).

Скорее всего, случится некое разграничение функций. При этом простые операции будут осуществляться клиентами самостоятельно через интернет. А банки превратятся в консультационные центры, помогающие выбрать наиболее оптимальные банковские продукты.

А какой вид общения с банками выбираете вы? Предлагаем поделиться точкой зрения в комментариях к статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий